Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+
Архив Видео Фото № 11 (149) от 11 октября 2017 г. Подписка Редакция Контакты
15007150061500515004150031500215001150001499914998

д. соц. наук, доцент кафедры отраслевой социологии КНУ им. Шевченко, директор Международного частного УВК им. Януша Корчака, г. Коростышев
Ирина Чудовская

Умеем ли мы любить детей?

Уже сто лет прошло с тех пор, как Януш Корчак высказал свои мысли о том, как следовало бы любить детей.

Но усвоили ли мы его уроки? Действительно ли мы научились любить наших детей? Чувствуют ли они себя счастливыми рядом с нами? Об этом речь шла в выступлении Ирины Чудовской на Корчаковской конференции.

Если бы мы спросили детей в обычной украинской школе – любят ли вас ваши учителя? А любите ли вы их? Ответы были бы разнообразными… и не думаю, что для многих утешительными. Конечно, опрос был бы тайным, без страха понести наказание за «неправильный ответ».

Так, некоторых учителей просто обожествляют, но «некоторые» – это не то, что формирует систему образования. И когда нам кажется, что есть что-то более ценное, чем уважение и любовь, то позволю себе высказать предположение – что нет. Да и любовь родителей к детям не менее сложна, но и похожа на ту, что была сто лет назад.

Почему для Януша Корчака тема любви, обучение родителей и учителей в этом направлении, была столь важна? Можно предположить, что он был не только врачом, педагогом, писателем, но и философом жизни, имея в виду смыслообразующий компонент любви.

Любовь – это живой интерес, это раскрытие своего потенциала на грани собственных возможностей. Любовь способна стать горизонтом, который открывает перспективу и поднимает каждого человека на высшую ступень. Еще К. Ясперс, также врач и философ, писал о любви как предельной ситуации – когда человек открывает для себя суть собственного бытия и то самое ценное, ради чего мы приходим в этот мир.

Когда мы любим – мы находимся в состоянии полета, мы летим в то место, откуда, как источник, льется энергия созидания. Любовь, по Янушу Корчаку, – это не вседозволенность, но это интуитивное ощущение, к которому мы приходим, не всегда находясь лишь в состоянии подъема. Я бы сказала больше – любовь имеет много разных граней. Каждый из нас может научиться любви. В этом огромный оптимизм, который мы ощущаем, читая Корчака.

Он отмечает, что для матери обычно «уроки» в период бессонных ночей или болезней становятся энциклопедией понимания собственного ребенка. Это касается не только матери, а и родителей и учителей. Именно дети развенчивают наши ошибочные представления о своем поведении и дают нам действительно возможность приблизиться к пониманию этого мира. В те моменты, когда нам кажется, что они невыносимы, мы больше должны учиться их любить – и без универсального корчаковского принципа прощення любовь становится невозможна. Ибо любить – это значит прощать, прощать – это не обязательно положительно относиться, но отпустить, а не упрекать, и давать ребенку новый шанс.

Я бы сказала, что работа Януша Корчака «Как любить детей» – это своеобразный путеводитель, который не поучает, а через опыт и рассуждения помогает нам ориентироваться в довольно сложной и текучей современности, в которой дегуманизация становится такой же проблемой, как и в начале двадцатого века.

Но любви предшествует другое не менее важное понятие, в частности – уважение. По Янушу Корчаку, это не просто уважение, а взаимоуважение. Так, сегодня еще острее становится вопрос об уважении, которое составляет ядро построения здоровых отношений «ребенок–родители», «ребенок–учителя», «ребенок–общество». Без этой триады взаимного уважения сложно представить, что у нас будет здоровое общество. Поэтому уважение к ребенку – это лишь фрагмент образовательной деятельности.

Партнерство становится возможным при уменьшении иерархизации, дегуманизации в отношениях «учитель–ученик». Такое же уважение должно быть к учителю, но учитель в отличие от ученика находится в асимметричных отношениях, имея больше власти; именно он должен быть «демонстратором» в построении здоровых отношений. Что означают здоровые отношения? Это отношения, в которых оцениваются результаты, а не дисциплина. Во многих случаях именно дисциплина становится центром напряжения и потери уважения как учителя к ученику, так и ученика к учителю. Уважение должно быть взаимным в отношениях, но учитель, обладая большей властью, должен быть носителем этого принципа.

Конечно, достаточно сложно говорить об уважении, когда утрачено в обществе уважение к самой профессии учителя, и это печально. Уважение к профессии учителя в нашем обществе всегда имело значение, и возврат к нему, мне кажется, может произойти достаточно быстро при наличии желания и ресурсов.

Уважение и любовь – это диада, без которой современная инновационная школа просто невозможна, потому что именно она создает пространство для доверия и любознательности. Если каждого из нас, учителей, спросить, почему вы полюбили именно тот предмет, который преподаете, стали учителем, то всегда где-то в перечне появится учитель/учительница, который вдохновил, или предмет, который вы любили, так как его преподавали с любовью.

Поэтому любовь – это принцип, который должен был стать компасом для современного образования. Ведь несмотря на все новые онлайн-методики, личность учителя – как носителя интереса к предмету, мотивации и уважения – остается актуальной. Научиться любить – это как овладеть определенным искусством.

В чем же может сегодня проявляться любовь к ученикам, о которой писал Януш Корчак?

В доверии к ученикам:

– в увеличении их возможностей самоуправления;

– в увеличении возможностей создания собственных проектов;

– в участии в подготовке учебников, начиная с букваря;

– в создании совместного игрового пространства между детьми и учителями;

– в налаживании репетиторства, взаимопомощи между учениками, а не изнурительной конкуренции;

– в преобладании похвалы, а не критики;

– во введении дней самоподготовки – как у магистров, «у взрослых».

Давайте вместе рассуждать, что мы можем еще сделать в этом направлении.

Ведь мы помним, что «жизнерадостный ребенок обладает большим иммунитетом», так думал Януш Корчак, и его слова сложно оспорить.



Социальные комментарии Cackle