Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+
Архив Видео Фото № 11 (149) от 11 октября 2017 г. Подписка Редакция Контакты
15007150061500515004150031500215001150001499914998

д.п.н., профессор, действительный член АПН Украины
Ольга Сухомлинская

Философия детства Януша Корчака

Что мы знаем о детстве? Что такое детство? Как идеи Януша Корчака меняют современные представления о детстве? Об этом говорила в своем выступлении на Корчаковской конференции Ольга Сухомлинская, педагог, исследователь, ведущий научный сотрудник Государственной научно-педагогической библиотеки Украины.

Каждый из нас уверен, что знает о детстве все, легко может объяснить это явление и его значение в жизни взрослого человека – ведь все мы были детьми. Но за таким внешне простым пониманием детства скрыта сложность и непознанность феномена детства.

Вот как об этом писал Януш Корчак: «Мы детей не знаем... Мы не умеем объяснить даже те противоречия в детском организме, которые бросаются в глаза: с одной стороны, жизнеспособность клеток, с другой – уязвимость. С одной стороны, возбудимость, выносливость, сила; с другой – хрупкость, неуравновешенность, утомляемость. И ни врач, ни воспитатель не знают, является ли ребенок существом неутомимым или хронически усталым».

Знаем ли мы сегодня ответы на вопросы, которые поставил педагог?

С большой вероятностью ответ будет – нет, не знаем, особенно в том синтезированном виде, каким предстает детство в целом ряде гуманитарных, социальных и естественных наук. В каждой из них накопилось много знаний о ребенке, разработан соответствующий инструментарий для исследования. Речь идет о таких науках, как психология, этнография, физиология, история, социология, педиатрия, в меньшей степени педагогика, которая пользуется достижениями многих этих наук, но и по сей день рассматривает детство не как интегрированную целостность, а ребенка – не как единство физиологического, психологического, генетического, социального в их взаимопереплетении и развитии, а как ребенка-дошкольника, ребенка-школьника, ученика начальной школы, ребенка – ученика основной школы и тому подобное. И все перечисленные науки, разве что за исключением этнографии детства или антропологии, отдают предпочтение терминам «ребенок», «дети», а не «детство».

Однако при всех различиях в подходах все они выделяют детство как самостоятельный этап жизни, который требует не только сопровождения взрослых, но и осмысления, причем не раз и навсегда, а каждый раз по-новому в новых условиях социализации и изменения в биологическом, физиологическом, экологическом состоянии детства.

Итак, детство – это отдельный, важный, самоценный, если не решающий период физического и духовного развития человека, период социального становления через опыт взаимодействия с окружающим миром, с природой.

Что такое философия детства?

Представление о детстве, его осмысления появились не с появлением детства (ведь мы знаем, что оно является составляющей развития каждого человека и в целом человеческой цивилизации), а тогда, когда человечество выделило этот период из жизни человека, задумалось над ним, открыло его как этап особый, во многом отличный от взрослого. Это открытие началось с появлением исследований по истории детства, как в этнографическом контексте, так и в культурологическом.

Родоначальником, первооткрывателем современной истории детства является французский культуролог Филипп Арьес. В 1960 году вышла его книга «Ребенок и семейная жизнь при старом порядке», где под «старым порядком» понимаются домодерные времена (в отечественной лексике – до Нового времени). Автор доказывает, что детство как самостоятельное понятие сформировалось лишь в ХVII веке, во все предшествующие времена его понимали как период незрелости, своеобразное отклонение от нормы, которой считалась взрослость. Детство у Арьеса предстает как настоящее открытие культуры Нового времени, которое противопоставило детство совершеннолетию и выделило детство из всех возрастных периодов.

Книга Арьеса дала мощный толчок зарубежным исследованиям истории детства, создав могучее направление с различными, часто диаметрально противоположными позициями его авторов. Кардинально повлияв на развитие исследований по истории детства во всем мире, работа Арьеса не была переведена в свое время ни на русский, ни на украинский языки и, конечно, не оказала влияния на отечественных исследователей. Она была переведена на русский лишь в 1999 году в Екатеринбурге и практически прошла незамеченной нашими учеными.

Вторая составляющая философии детства – это природа детства, ее рассматривают различные специалисты – философы, культурологи, психологи, этнографы, антропологи. Современный российский философ М.С. Каган определяет философию детства как состоящую из двух частей. Одна – собственно культура детства: среда в широком смысле, окружение, культурные формы, которые создают взрослые для детей. Вторая – проявление детской сущности, детской субкультуры, то есть форм деятельности самого ребенка.

Какие типы отношения к ребенку существовали в истории?

В литературе по истории детства представлен широкий спектр взглядов на эти сложные процессы. Кратко изложим наиболее известные из них. В первую очередь это классификация известного американского психоисторика Ллойда Демоза, который выделяет шесть исторических периодов отношения общества и, соответственно, родителей к детству:

  • инфантицид (детоубийство) в примитивных обществах (от начала и до IV в. н.э.);
  • «избавление», то есть фактический отказ от ребенка, передача его на воспитание другим и возвращение в семью в 17 лет (с IV по XII в.);
  • амбивалентный, преувеличение роли правильно организованного воспитания, которое рассматривается как «лепка», «формовка из воска» (с XII по XVII в.);
  • навязывающий, когда наряду с заботой о ребенке, уходом за ним («сюсюканьем») контролируются не только поведение ребенка, но и его внутренний мир, воля, чувства (XVIII в.);
  • социализирующий, который готовит ребенка к будущей самостоятельной взрослой жизни; воспитание как подчинение, привитие правил, привычек, норм поведения, которые поддерживаются в обществе (XIX в.);
  • помощь и поддержка детства при сохранении индивидуальности ребенка, создание условий для развития его интересов, поддержка и развитие эмоциональных и духовных контактов с ребенком (вторая половина ХХ в.).

Сейчас, в конце ХХ – начале XXI века, новоевропейская философия детства имеет два направления, которые сочетают две тенденции – освобождение (свободу) и защиту (попечительство). Первое направление – это защита детских прав и свобод, детская социализация, которая идет от «Эмиля» Жан-Жака Руссо, Декларации ООН о правах ребенка (1959), Конвенции о правах ребенка (1989), многих законодательных актов как в отдельных странах, так и на международном уровне, введение ювенальной юстиции, защищающей права и свободы детей.

Второй – это концепция заботы (К. Галлиган, А. Рено, Дж. Агамбен), которая предоставляет ребенку статус не только личности, но и индивидуальности и конкретизируется в идеях этики уязвимости, этики попечения, заботы как новых перспектив касательно философского осмысления детства.

Эти концепции не существуют в жизни в чистом виде, мы и сегодня можем привести много примеров, доказывающих, что и в наши дни есть и отказ от детей, и брошенные дети при живых родителях, и амбивалентный стиль воспитания. А сейчас нас волнует феномен травмированного детства – и в Украине, где идет необъявленная война, и в странах, где идут активные боевые действия и происходят природные и социальные катаклизмы, странах, которые страдают от голода, в которых идут мощные миграционные процессы – все это побуждает к более детальному рассмотрению концепции детства, главной философской идеей которой является этика заботы.

Она перекликается с мыслями и идеями, которые исповедовал, распространял, воплощал в жизнь Януш Корчак. Более того, польский педагог был предтечей этих идей, значительно опередил свое время, его мысли и сейчас звучит актуально и своевременно.

Что говорил, писал, как действовал Корчак сквозь призму сказанного

Философия Корчака опиралась на убежденность в том, что дети нуждаются в полном понимании со стороны взрослых, а взрослые должны учиться понимать их внутренний мир, но прежде всего – и это главное – детей необходимо любить и уважать, относиться к ним как к партнерам и друзьям.

В концепции Корчака детство – это долгие, важные и очень непростые годы в жизни каждого человека. Ребенок для него – это и бесконечность, и вечность, и пылинка в пространстве... Вот как он обозначал понятие детства, его сущность:

«Ребенок – существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и препятствия своей жизни. Ребенок выстраивает себя – его все больше и больше, и он все глубже врастает в жизнь».

«Ребенок – это сто масок, сто ролей способного актера. Наивный и хитрый, покорный и гордый, кроткий и мстительный… он умеет так до удобного случая затаиться, так сосредоточиться на себе, что вводит нас в заблуждение и использует в своих целях».

Корчаковские идеи о воспитании классифицируются в мировой педагогике как философия гуманизма, при этом гуманизма Нового времени, который опирается во многом на очеловечивание социальных проблем, порожденных индустриализацией, с которыми сталкивается детство. Проживание в больших городах часто в антисанитарных условиях при большом скоплении людей, отсутствие внимания и заботы со стороны родителей и т.д. порождает различные болезни и отклонения у детей, девиации социального, психологического и медицинского характера. Корчак убежден в необходимости гуманизации социальной среды, условий, в которых проходит жизнь ребенка, – ведь именно они будут способствовать правильному росту и полноценному развитию каждого.

Характерной особенностью корчаковской философии детства является отсутствие сентиментальности, романтического воспевания детства. Его «ребенкоцентризм» лишен флера идеализации, а оценки и отношение по своей точности напоминают действия врача, который, изучив симптомы, ставит диагноз и назначает лекарства, которые могут помочь. Корчак – педагог, который «педагогизировал» свои знания о физическом развитии ребенка и тем самым органично соединил эти две профессии.

Кроме медицинских знаний, он изучал и хорошо знал тогдашнюю педагогическую и психологическую литературу, внимательно следил за реформами, происходившими в тогдашней европейской педагогике. Еще в 1899 году он писал: «Имена Песталоцци, Фребеля, Спенсера сверкают так же ярко, как имена великих изобретателей XIX века, потому что они открыли больше, чем неизведанные силы природы, они открыли неизвестную половину человечества – детей».

Януш Корчак и современность

Корчак и по сей день оказывает огромное влияние на думающих и рефлексирующих педагогов, на социальную практику, в том числе и образовательную, закладывает основы для новых плодотворных теорий.

Оценивая вклад польского педагога с точки зрения сегодняшнего дня, мы можем сказать, что он стал важным для нас примером выхода за рамки своей профессии, за ограничения, которые накладывает на себя самого учитель, образцом расширения горизонтов, вмешательства в «другие» сферы, примером сочетания педагога по призванию и врача по специальности, знатока физических, физиологических процессов, происходящих в организме ребенка.

Если о взрослом можно сказать «Мы – это наш мозг» (так называется книга Дика Свааба, голландского нейробиолога), то о ребенке можно сказать, что он – это его организм, который все время меняется, в котором все время что-то происходит, и ребенок постоянно прислушивается к себе, на чем акцентировал внимание Януш Корчак. Мы же в большинстве случаев не только не принимаем это во внимание, а часто даже не имеем никакого представления об этих процессах. Поэтому очень важно учителю, родителям, воспитателю иметь достаточно знаний о ребенке, закономерностях его физиологического, психического, интеллектуального, социального развития, чтобы получить право воспитывать его.

А всему этому должно предшествовать внимание и любовь к каждому ребенку в отдельности и к детству в целом, и прежде всего желание все это познать – не только умом, а и сердцем.

Бескорыстный подвижник, Януш Корчак оставил нам недостижимый образец гуманизма, любви к детям, но также и призыв, афористично высказанный в следующих словах: «Недопустимо оставить мир таким, каким ты его нашел».



Социальные комментарии Cackle