Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+
Архив Видео Фото № 8 (146) от 4 июля 2017 г. Подписка Редакция Контакты
1500814980149791497814977149761497514974149731497214971

директор Центра государственного сектора экономики Института управления государственными ресурсами НИУ ВШЭ
Татьяна Абанкина

Муниципалитеты не в состоянии обеспечить качественное образование для сельских школьников

Согласны ли вы с формулой: «Система образования разбалансирована»?

– Я считаю, что существует целый ряд дисбалансов в нашей системе образования, которые не соответствуют современным общественным потребностям и поступательному движению России. В первую очередь мне хотелось бы констатировать несоответствие потребностей и предложений, в экономических терминах – спроса и предложения. Это касается, конечно, дошкольного уровня и прежде всего раннего развития и ясельных групп, в которых отмечается очень большая потребность среди родителей, не обеспеченная достаточным предложением. Более того, в этой сфере совершенно не налажено сотрудничество между образованием и здравоохранением, и, к сожалению, действительно у нас увеличивается доля детей с определенными нарушениями здоровья, и то, что можно компенсировать в раннем развитии, пропускается, и в дальнейшем мы видим заметное ухудшение здоровья детей. И в целом хочется сказать, что вот этот дисбаланс кооперации между образованием, здравоохранением, культурой и спортом становится совершенно очевидным и не отвечает современным требованиям. Надо, чтобы образование ориентировалось на здоровьесберегающие технологии, и здравоохранение выполняло именно компенсирующую роль, обеспечивающую ребенка здоровьем на оставшуюся жизнь. К сожалению, система управления продолжает строить и строить барьеры на пути такого сотрудничества вопреки интересам родителей и общества. Между тем в креативную эпоху, как сейчас называют развитие творческих способностей, доля предметов, связанных с культурой, с искусством как в общеобразовательной школе, так и в университетах, очень высока в развитых странах, а мы сильно отстаем по такому показателю, как индекс креативных городов (стран). Точно так же и с развитием спорта, именно массового спорта, который бы работал на укрепление здоровья и на формирование здорового образа жизни.

Наконец, мне хочется сказать еще об одном дисбалансе, который связан с недостаточным спектром образовательных траекторий в зависимости от потребностей семей. Реально у нас существует только одна альтернатива – это школа, старшая школа, вуз. И, в общем-то, других привлекательных путей для ребят, которые сегодня не мотивированы и не заинтересованы в академических успехах и высшем образовании, сегодня явно недостаточно.

Но у нас есть колледжи, техникумы. Почему они не конкурируют с вузами?

– Существует очень слабая связь колледжей с бизнесом и со школами. Продолжает эта слабость сохраняться. И ребята привлекательные, интересные траектории сегодня в этой сфере не видят. Хотя у нас постепенно меняется представление семей, ежегодно растет поток ребят, которые после основной школы выбирают профессиональное образование. Но профориентация на эти специальности проводится недостаточно, и по нашим опросам у нас сегодня более половины старшеклассников не могут определиться с выбором профессии. Задаются просто целью поступить в вуз, а, собственно, какой профессии, чему учиться? – на это ответить не могут. Поэтому дисбаланс между дальнейшей профессиональной карьерой и образовательной траекторией, на мой взгляд, очевиден.

Как вы оцениваете идею перевода учредительства сельских школ на уровень региона?

– Я считаю, что это очень правильная идея – сделать учредителями сельских школ региональный уровень власти. Дело все в том, что сегодня сельское образование – это прежде всего управление именно сетью учреждений. Одна школа и муниципалитет не могут справиться с задачей обеспечения современного образования для сельских школьников. У нас очень заметные изменения в системе расселения произошли. У нас широко стал использоваться подвоз учащихся, различные формы сетевого взаимодействия, включая образовательный процесс в период летнего отдыха ребят (летние профильные лагеря), региональные центры, дистантные формы обучения для сельских школьников. И все это должно делаться, конечно, с уровня субъекта Федерации, так, чтобы учредитель видел всю сеть, возможности обеспечения подвоза учащихся, использования форм полного дня или даже пришкольных интернатов, использование возможностей каникулярного времени, возможностей сотрудничества между профессиональными училищами, колледжами, университетами. Сегодня очень во многих региональных столицах есть центры для сельских школьников регионального, республиканского значения. Например, в Йошкар-Оле действует прекрасный Республиканский центр искусств для одаренных детей, конкурс в который составляет восемь человек на место. Ребята живут там в течение недели, а на выходные, если позволяют погодные условия, или в каникулы они уезжают домой. Там широкий спектр художественных, спортивных занятий, образовательных программ. Подобные центры созданы в Псковской, Новосибирской областях. Поэтому, конечно, эту задачу надо решать на региональном уровне сегодня. Она не под силу муниципалитету. И дело не в одной муниципальной школе, а в правильной организации именно сети взаимодействия и тем самым обеспечении доступности качественного образования для сельских школьников. Более того, сегодня большинство муниципалитетов не обладает достаточными финансовыми ресурсами для решения этих вопросов. И не случайно целый ряд программ по организации школьного образования именно для сельских школьников вынесен на уровень субъекта Федерации. Это и закупка школьных автобусов, и организация летнего отдыха, и проведение разного рода соревнований, олимпиад, фестивалей, конкурсов и т.д. И я очень поддерживаю эту идею, считаю ее абсолютно правильной, поскольку она существенно увеличивает возможности учредителя регионального уровня решать задачи в интересах школьников.

Беседовала Ольга Дашковская

Социальные комментарии Cackle