Газета для родителей и учителей
Издаётся с 2003 года
вести образования
18+
Архив Видео Фото № 8 (146) от 4 июля 2017 г. Подписка Редакция Контакты
1500814980149791497814977149761497514974149731497214971

депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке
Олег Смолин

По сравнению с современной оплатой труда ЕТС выигрывает

– Согласны ли вы с формулой: «Система образования разбалансирована»?

– Нет, не согласен. Система образования сбалансирована на крайне низком уровне финансирования и глубокой бюрократизации.

Российский учитель – мировой рекордсмен по количеству времени, которое он затрачивает на заполнение отчетов. Недавно ко мне приезжала моя бывшая выпускница, директор сельской школы, которая пожаловалась на то, что заниматься детьми ей совершенно некогда: все ее время уходит на отчеты и разного рода взаимоотношения с контролирующими органами. Необходимо освободить учителя от бюрократии, чтобы у него оставалось время на творчество, на нормальную подготовку к урокам, на работу с детьми.

– Какие задачи для школы должно ставить ведомство, государство, а какие – сообщество и сама школа?

– Государство должно ставить перед образованием задачи радикальной дебюрократизации. Ведомство должно призвать школу к постановке правильных целей, в том числе к разностороннему развитию личности ребенка. Школа должна ставить перед собой задачу выполнения принципа Яна Амоса Коменского: «Сначала любить – потом учить». Родители должны ставить перед государством задачу инвестировать средства в образование, поскольку эти вложения – самые выгодные, а для себя самих – задачу включиться в педагогику сотрудничества вместе со школой и со своими детьми.

Какой выход из «зарплатного тупика» вы видите: окладная оплата по функциям, ЕТС, развитие системы оплаты по результату?

– Никакой оплаты по результату сейчас нет. Вместо этого действует оплата по системе формальных показателей. Поэтому учителя вынуждены забросить работу с детьми ради участия в бесчисленных конкурсах, которые на качество образования никак не влияют. По сравнению с современной оплатой труда ЕТС выигрывает. В идеале система оплаты труда должна быть такой: минимальные оклады гарантируются правительством РФ по всей стране, при этом ставка учителя должна быть не ниже средней по РФ, а не только по региону, как это происходит сейчас. Зарплата учителя и образование ребенка не должны зависеть от того, в каком регионе им повезло или не повезло родиться. А стимулирующий фонд оплаты труда призван поощрять учителя, но не по формальным показателям, а, возможно, по совместному решению педколлектива и старшеклассников. Старшие подростки прекрасно понимают, кто из педагогов дает им действительно качественное образование, а кто выполняет обязанности только ради «галочки».

– Как вы оцениваете идею перевода учредительства сельских школ на уровень региона?

– Начнем с того, что при нынешнем (де-юре) учредительстве школ на муниципальном уровне большую часть расходов (де-факто) несет субъект РФ. Поэтому перевод сельских школ на уровень региона даст немногое даже с учетом того, что региональные бюджеты менее пустые, чем муниципальные. В то же время такой шаг может привести к ухудшению ситуации, поскольку органы местного самоуправления, более связанные с детьми, не так охотно закрывают сельские школы, как это делают регионы. В идеале (но от этого мы очень далеки) надо было бы просто наполнить бюджеты местного самоуправления…

Беседовала Ольга Дашковская

Социальные комментарии Cackle